Две недели в Мишаристане
В самом центре России, в Нижегородской области, есть удивительное место. На административной карте оно обозначено как Краснооктябрьский район, но местные жители называют свою родину не иначе как Мишарстан. Потому что именно здесь находятся земли татар-мишарей. Попадая на эти земли, оказываешься в другом, отличном от российской действительности, мире.
Мишарские деревни - огромные, чистые, с добротными большими домами. Наверное, этот регион - один из немногих, где молодежь остается жить, а не уезжает в большие города. По хорошо заасфальтированным улицам мимо мечетей проезжают на роликовых коньках смеющиеся дети. В школах полно учеников, работают многочисленные секции. А в одной из них, в селе Большое Рыбушкино, или по-татарски Зур Рыбисще, успешно тренируется и побеждает на многочисленных состязаниях команда ребят, борющихся на поясах-курашах традиционная татарская борьба корэш.
Если сравнивать деревни мишарей с соседними деревнями, в которых живут русские, то статистика говорит не в пользу последних. К сожалению, русские деревни вымирают, люди в них спиваются, в покосившихся хижинах доживают свои последние дни морщинистые старики. Проезжаю мимо русской деревни и сердце сжимается – такой мощный контраст по сравнению с татарскими селениями. Алкоголь делает свое дело. Смертность побеждает рождаемость, молодежь уезжает из этих деревень при первой же возможности.
Религиозная составляющая в мишарских деревнях тоже достаточно сильна – без религии здесь никто и шагу не ступит. Любое дело начинается и заканчивается молитвой, а мечети по пятницам полны людей.
Кстати, говоря о мечетях, нельзя не сказать спасибо татарскому народу, сохранившему такие культурно-исторические памятники, как двухсотлетние деревянные мечети. Многие из них были уничтожены при Советской власти, но некоторые все же сохранились. Заходишь в такую мечеть - и вдыхаешь старину, чувствуешь, что она хранит в себе дух молитвы предков.
Наряду со старыми мечетями, в Мишаристане постоянно возводят новые. А в деревне Медяна, которую местные ласково называют Медина (один из священных городов Ислама), построен самый настоящий религиозный комплекс, с огромной мечетью, гостиницей, музеем, медресе и поликлиникой. Последняя стала огромной помощью для жителей Медяны, так как в ней есть современное оборудование и постоянно работают врачи-специалисты. При этой мечети для детей организовано преподавание не только основ религии, но и арабского и английского языков.
Ислам в этом краю влияет и на внутрисемейные отношения. В мишарских семьях всегда много ребятишек; младшие уважают старших; уже взрослые дети ухаживают за своими престарелыми родителями. Есть среди мишар и долгожители – мне довелось познакомиться с двумя столетними бабушками.
Одна из них, жительница села Семеновка Зайда Юнисова, 1909 года рождения, не смотря на свой преклонный возраст, постоянно молится, знает наизусть многие суры из Корана. По-русски она уже почти не говорит, но зато свободно общается, читает и пишет по-арабски. Ведь раньше все татары учили арабский язык, да и дореволюционный татарский тоже писался арабскими буквами. И каково же было мое удивление, когда я увидел в российском паспорте Зайды ее роспись на... арабском языке!
Вторая бабушка - Алимя Имаметдинова из села Красная Горка, - в свои сто лет даже успевает помогать людям. Она рассказала, как несколько лет назад она молилась Богу, чтобы Он забрал ее к себе. В ответ на ее молитвы, к ней явился Пророк Мухаммад (мир ему!). Он погладил ее по голове и сказал, что ее час еще не настал, и посоветовал, чтобы она не отчаивалась, а помогала людям, вознося о них молитвы. С тех пор мишари приходят в дом к Алиме, спрашивая ее совета и дуа.
Несмотря на заботу о стариках и детях, в Краснооктябрьском районе функционируют и Дом престарелых, и Детский социальный приют в селе Салганы. Дом милосердия, как его еще называют, в деревне Уразовка, представляет собой печальное зрелище. Старики, среди которых более половины мишарей, содержатся в ужасных условиях. Местные татары неоднократно просили власти закрыть этот Дом престарелых и предлагали разобрать стариков по семьям, но положительного ответа так и не получили. Значит, существование этого заведения кому-то выгодно... Та же самая ситуация и вокруг детского приюта. И тут хочется поставить в пример имама-хатыба мечети и председателя РОМ села Пошатово Марата Салахетдинова, который в этом году усыновил двух детей из нижегородского детдома.
Мишарский край богат известными людьми. Это и футболист португальского «Спортинга» Марат Измайлов, и местный татарский поэт Ахмад Беюсов, и известный исламский деятель, главный редактор Издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов, и скульптор Рефек Ниазбаев и многие другие.
Мишари бережно хранят свои традиции. Это видно во все: и в разговоре, и в поведении, и в кухне. А готовят татары превосходно. Еще никто не уходил из их домов, не отведав вкусных перемячей или конской колбасы – казы. За этой колбасой сюда даже из Москвы приезжают.
Но что интереснее всего, татары-мишари, не только чтут свои традиции, но хранят и уважают русские. Те традиции, которые забыты во многих русских деревнях. Во время меджлисов, поминок или других семейных событий, на татарских столах дымят самовары, а сами мишари пьют чай из блюдец. За мой более чем десятилетний опыт поездок по России, такое я встречал разве что в туристических центрах, рассчитанных на посещение иностранцев. А здесь так живут, здесь это часть мусульманские традиции,праздники,обычаи татарского народа, одного из самых многочисленных народов Российской Федерации.
После двух недель, проведенных в Мишаристане, у меня накопился богатый фотоматериал, который я уже неоднократно показывал в Португалии и Испании. И для европейских мусульман было настоящим открытием узнать, что в самом сердце России, существует такая земля единоверцев, о которой мало кто знает. Многие смотрели на снимки деревянных мечетей и восхищались увиденным. Уже не один человек изъявил желание посетить Нижегородчину.
Да и сейчас внимание европейцев приковано к событиям в Нижнем Новгороде вокруг Соборной мечети. Здесь искренне не понимают, почему местные власти не могут предоставить место для молитвы мусульманам, а вместо этого собираются построить станцию канатной дороги и автопарковку. «Мы надеемся, - сказал шейх Давид Мунир, представитель исламской общины Португалии, - что власти и руководство мечети достигнут взаимопонимания в этом вопросе. Португальские мусульмане будут молиться о благополучном разрешении этой проблемы».
Мишарские земли я покидал с тяжелым чувством. За проведенные здесь две недели многие мишари стали мне почти родными. Уезжать мне не хотелось. Проведя в путешествиях не один год и посетив около пятидесяти стран мира, мне хочется снова вернуться и пожить некоторое время лишь в трех-четырех регионах нашей необъятной планеты. И, к мой полной неожиданности, Мишаристан стал одним из таких мест. Земли татар-мишар с их гостеприимными жителями частенько приходят ко мне во сне, манят к себе. Кто знает, - может быть, мы еще встретимся!
Влад Сохин
Португалия, Лиссабон
|