Национальный шоу-бизнес глазами дилетанта
Живя в Татарстане, невозможно совсем ничего не знать о таком явлении, как татарская эстрада. Татарские песни на татарском языке звучат здесь повсюду: в общественном транспорте, на различных праздниках и мероприятиях. Можно услышать их, переключая радиостанции или телеканалы…
Но это совсем не значит, что те люди, которые подобно мне не являются носителями языка, хоть сколько-нибудь знакомы с этой самобытной частью современной культуры.
А ведь этот жанр имеет огромную армию поклонников и большое количество исполнителей, у него есть своя история и свои проблемы, свои конкурсы и хит-парады, и, наконец, эта сфера довольно прибыльная…
Пентатоника, мелизматика и тематика
Читая высказывания различных людей, сведущих в сфере татарской музыки, доводилось встречаться с таким мнением, что татарской эстрады, как таковой, на сегодняшний день, не существует… А то, что звучит, это обычные эстрадные песни на татарском языке. Ведь чтобы назвать какую-то музыку национальной, пусть даже и в современной обработке, утверждают сторонники этого взгляда, в композиции должен присутствовать национальный колорит, национальные костюмы, инструменты. А практически любую, современную татарскую эстрадную песню, можно спеть на русском или английском языке, и она ничем не будет отличаться от любой другой эстрадной песни.
Насколько верно это утверждение, мне трудно судить. Ведь используются же современными татарскими исполнителями приемы, придающие национальное звучание? Где-то слышен пентатонический звукоряд, где-то прорывается гармошка или курай, и практически ни один исполнитель не обходится без мелизматического пения, специального исполнительского приема, придающего вокалу явное «татарское» звучание. Впрочем, ведь и современные песни на русском языке, называются не «русская эстрада» (много ли в этой музыке русского?), а эстрада российская… Может и татарскую эстраду называть Татарстанской? Но как отнесутся к этому татары, живущие за границами нашей республики: московские, башкирские, финские, австралийские и так далее?
Так или иначе, татарская эстрада, вполне состоявшееся и любимое многими явление. Об этом говорит и тот факт, что у исполнителей этого жанра существует своя уникальная тематика в текстах песен! То, что во многих композициях звучит слово «яратам» (любовь), удивительного мало. В любом народе отношениям мужчины и женщины посвящено подавляющее большинство песен… А вот такие темы как «туган ягым» (родная земля), «туган авалым» (родная деревня), это уже специфика! Так же как и «ани» (мама). Практически каждый татарский исполнитель имеет в своем репертуаре песню посвященную «ани»…
Нарушители границы
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день татарская эстрада существует как отдельное государство, со своими звездами, очень популярными внутри, но совсем неизвестными за пределами этого круга; со своими конкурсами, престижными для тех, кто в теме, но ничего не говорящими всем остальным…
Но сказать, что татарская поп-сцена абсолютно субкультурное явление, тоже неправильно, российская эстрада знает татарских исполнителей. Существует же феномен Рената Ибрагимова, в его репертуаре много песен на татарском языке. Или пример Алсу Сафиной, посчитавшей необходимым в 2008 году выпустить диск «Туган тел» (Родная речь), где звучат классические и народные композиции на родном для Алсу татарском языке.
Есть и менее звездные примеры «нарушения границ»… Зульфия Камалова, исполнительница из Австралии, которая специализируется на этнической музыке, явно не чуждается родного языка. Правда попытка интегрировать ее творчество в современную татарскую шоу-индустрию не удалась. Видимо, ее манера исполнения и оригинальные аранжировки, оказались слишком непривычными для татарской аудитории. Впрочем, и у нее есть свой слушатель и в Татарстане, и в России, и за рубежом.
В формировании музыкального контента татарской эстрады приняли участие даже финские татары. Я имею в виду очень популярную песню «Зангэр томан» SaveFrom.net, которая родилась именно там, в далекой Скандинавии, и вошла в репертуар наших исполнителей. Но на этом, примеры международных контактов, кажется, заканчиваются. Все остальное, хоть и транслируется через спутниковое телевидение, и востребовано татарскими диаспорами, существующими в разных уголках мира, остается продуктом закрытого государства под названием «Татарская эстрада».
Звезды без «раскрутки»
Мало кто знает, что те, кого принято считать основателями этого жанра, были людьми в музыкальном плане разносторонними. Например, Ильхам Шакиров, патриарх татарской эстрады, отметивший в 2010 году свое 75-летие, пел арии, романсы, народные и классические песни. Были в его репертуаре композиции и в джазовой обработке, в сопровождении оркестра. А Альфия Авзалова, еще одна легенда татарской эстрады, пела песни на 14 языках мира!
Не случайно, что и Шакирова, и Авзалову, и Фариду Кудашеву, певицу, которая много лет была любима и башкирскими и татарскими зрителями, многие исполнители следующего поколения называют своими учителями. Ведь еще в 80-х годах прошлого столетия существовал конкурс «Татар Жыры», название которого «позаимствовали» в конце 90-х, для фестиваля татарской песни. Этот конкурс дал путевку в жизнь очень многим артистам, до того как настала эпоха полной коммерциализации эстрады. Один из самых известных исполнителей — Салават Фатхетдинов признавался, что своим появлением обязан Ильхаму Шакирову, Альфие Авзаловой и другим мэтрам. Они в 1989 году были членами жюри конкурса «Татар Жыры», а он стал его лауреатом.
В общем, большинство исполнителей, про которых принято говорить, что они «не горят», то есть собирают полные залы всегда и везде, вышли из той до коммерческой, и в какой-то степени, более интеллигентной эпохи. Это и Айдар Галимов, и Хания Фархи, и дуэт Зейнап — Зуфар, и другие исполнители, ставшие известными до появления понятия «раскрутка»…
Солянка и каймак
На сегодняшний день, на татарской сцене работают сотни исполнителей, обладающих разной степенью таланта.
Большинство из них птенцы продюсерского центра «Барс медиа». Это коммерческая структура, которая появилась в 90-х. Говорят, что эта компания поставила производство сверхновых звезд на конвейер. Происходит это по следующей схеме. Продюсеры находят простых деревенских парня или девушку с музыкальными способностями и подходящей внешностью и начинают их раскрутку. Стилисты
создают образ, специально для них пишутся песни, выстраивается грамотная теле и радиоротация, и вот на небосклоне появляется новая звездочка…
И хорошо, если деньги «Барс медиа» помогают состояться таланту, как это случилось в ситуации с Гузель Уразовой, Илназ Бахом, Ландыш Нигметджановой, Раясом Фасиховым, Алиной Шарифжановой и
некоторых других. Но на сайте «Барс медиа» я насчитал почти сорок исполнителей находящихся в «раскрутке». Неужели все они таланты и смогут стать настоящими
звездами?
Татарскую эстраду, ставшую, на сегодняшний день шоу-бизнесом, двигают деньги, впрочем, как и любое другое коммерческое предприятие. И, естественно, спрос рождает предложение… В таком случае развитие качества продукции возможно лишь при наличии конкуренции. Ведь монополия позволят получать ту же прибыль, не задаваясь целью улучшить качество продукта. Но есть ли конкуренция в татарском шоу-бизнесе?
Основная масса участников ежегодного фестиваля «Татар Жыры», который проводиться центром «Барс медиа», это певцы, раскрученные этой компанией. Есть, конечно, и другие исполнители, не связанные с «Барсами» договором, но их доля невелика. Этим, кстати, нынешний «Татар жыры» отличается от одноименного конкурса 80-х, на котором, благодаря Ильхаму Шакирову, у любого талантливого исполнителя был шанс стать настоящим артистом…
Другой супер популярный проект, который почему-то носит кулинарное название, это - «Татарча солянка». Этот сборный концерт разных исполнителей также проходит под брендом «Барс медиа».
В современной музыкальной индустрии основными площадками для исполнителей являются радио и телевидение. Спутниковый государственный телеканал ТНВ смотрят татары по всему миру. И ТНВ-шники стараются транслировать новых, не раскрученных исполнителей. Но, как известно, немалая часть эфирного времени телеканала куплена компанией «Барс медиа» В хит-параде, с еще одним кулинарным названием, «Музыкаль каймак», ведущие места, как не сложно догадаться, занимают те же «Барсовские» протеже.
Можно ли при таком раскладе говорить о полноценной конкуренции?
Конечно, есть старая гвардия, чья популярность не уменьшается со временем. Есть и более молодые, но также заслужившие любовь народа, подобно Алсу Абульхановой или дуэта Фарида и Алсу, или Резеде Шарафиевой, чей голос даже сравнивают с Шер.
Есть, наконец, в других регионах люди, заинтересованные в развитии татарской эстрады. Например, певица из Москвы Гузалия, известная многим по группе «Заман». Она на сегодняшний день занимается еще и организацией концертов.
Но, тем не менее, сама возможность заработать, стать популярным, подталкивает молодых исполнителей к поиску новых форм. Появляются юные таланты, которые пробуют петь и джаз, и блюз, и соул на татарском языке.
Некоторые из этой «молодой поросли», подобно талантливой певице Алие Исрафиловой, не стали еще достаточно популярны. Другие уже приобрели известность. Например, Динар Фейхсанов, каждый год проводит сольные концерты в Москве, и каждый раз — татарча туй,аншлаг! И не удивительно, ведь этот молодой исполнитель, родившийся и выросший в Столице, владеет таким мелизматическим пением, что его манера исполнения неотличима от исконного пения, которое всегда звучало в татарских деревнях.
Существует и такое явление, как татарские ди-джеи. Один из самых известных и успешных Радик Яруллин (DJ Radik). Современная татарская музыка становиться популярнее у молодежи, а значит, появляется и желание экспериментировать!
Но неправильно думать, что среди этой новой нарождающейся волны исполнителей, никто не обращается к корням и классике. Достаточно вспомнить талантливого молодого исполнителя татарских народных песен и классических произведений на татарском языке — Филюса Кагирова.
Конечно, коммерциализация культуры неоднозначное явление. Но в данном случае, помимо негативного результата, появляется возможность для расширения культурного контекста. А вместе с этим и надежда на большую популяризацию самобытной татарской музыки.
Роман УСАЧЕВ
|